Фрагмент для ознакомления
2
Задание 3. Проанализировать комплект учебников «Русский язык» (1 – 4 класс) по одной из программ, рекомендованных ФГОС, на предмет того, заложена ли в учебниках реализация проектной деятельности по следующему плану (каждый класс анализируется отдельно):
1. Автор учебника и название программы, к которой относится анализируемый комплект.
2. Какие темы в учебнике вынесены в проектную деятельность?
3. Какой тип проектной деятельности они предполагают? Почему?
4. Какую продолжительность выполнения имеют заложенные в учебник темы проектов?
5. Какой результат (продукт) предполагают заложенные в учебник темы проектов?
6. На ваш взгляд, какие темы можно ещё включить в проектную деятельность по данному учебнику.
1 класс
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПО «БУКВАРЮ» 92 ч (4 ч в неделю)
Обсуждать тему проектной деятельности. Собирать информацию по теме. Выбирать форму участия в проектной деятельности. – 6 часов
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПО «ПРОПИСЯМ» 115 ч (5 ч в неделю) / 82 ч (4 ч в неделю) Обсуждать тему проектной деятельности. Собирать информацию по теме. Выбирать форму участия в проектной деятельности
2 класс
2 КЛАСС 170 ч (5 ч в неделю) / 136 ч (4 ч в неделю)
Применять знания о правописании при письме под диктовку. Анализировать типы допущенных ошибок. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе. Представлять проектную работу
ЯЗЫК И РЕЧЬ (обобщение) – 4 часа
Итоговая комплексная работа. Проектная деятельность - Применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера. Представлять результаты проектных работ. Участвовать в конференции, выставках, праздниках или др.
3 класс
3 КЛАСС 170 ч (5 ч в неделю) / 136 ч (4 ч в неделю)
Изложение, творческая работа. Проектная деятельность - Воспроизводить содержание прочитанного текста. Создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Использовать план для воспроизведения и составления текста. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы. Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект – 6 часов
Изложение. Творческие работы. Проектная деятельность - Прогнозировать содержание текста по заголовку. Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Излагать мысли в письменной речи. Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо в соответствии с нормами и правилами. Защищать (презентовать) результаты проектной работы. Участвовать в конференции, выставках, праздниках или др. – 6 часов
4 класс
4 КЛАСС 170 ч (5 ч в неделю)/ 136 ч (4 ч в неделю)
Проектная деятельность - Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. Осознанно использовать в высказываниях глаголы в разных формах. Составлять загадки о явлениях природы (по выбору)
Осложнённое списывание текста. Проверочный диктант. Изложение. Проектная деятельность - Применять изученные правила при письме под диктовку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. Добывать информацию из текста, выделять части, составлять план как опору для восстановления подробного содержания текста – 8 часов
Диктанты. Проверочная работа. Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Комплексная проверочная работа. Проектная деятельность - Мысленно находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слове. Контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма. Применять изученные правила и способы действий. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. Создавать текст-описание картины. Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний. Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников – 8 часов
Можно также предложить включить в проектную деятельность также такие темы как:
- подготовка и выпуск разных номеров художественного журнала класса: о летних каникулах (2 класс, 2-е полугодие), о зиме (3 класс, 1-е полугодие), о нашем крае (3 класс, 2-е полугодие). Желающие принять участие в этом могут выбрать себе роли, выполнять соответствующую работу, и после этого члены редакции на основе сданного материала завершат комплектацию макета, а после обсуждения – выпуск классного журнала. Результат проектной деятельности может стать коллективным достоянием и предназначается для чтения всеми желающими.
- создание плаката с целью побудить ребят покормить птиц зимой (3 класс, 1-е полугодие)
- создание сборников «Пословица – всем делам помощница», «Советуем прочитать» (4 класс, 2-е полугодие).
Задание 4. Разработать проект по русскому языку для 2-4 классов. Класс, программу, тему студент выбирает самостоятельно. Разрабатываемый вами проект должен соответствовать требованиям, изложенным в третьем разделе теории.
Проект «Согласование программ языковых дисциплин в начальной школе» - 2 класс.
Цель проекта – интеграция содержания программ английского и русского языка в начальной школе и проведение интегрированных уроков.
Задачи проекта: определить и привести к единообразию подходы в изложении теории языка (единый понятийный аппарат), разработать единый понятийный справочник для учителей, а также составить методические рекомендации по введению/использованию лингвистических терминов и понятий для педагогов английского языка.
Изучение иностранного языка невозможно без опоры на родной язык, без переноса лингвистических знаний из родного языка в иностранный.
Перенос (транспозиция) – внесение ранее усвоенных языковых явлений и выработанных речевых навыков в речь на другом языке, которое облегчает усвоение нового языка.
В начальной школе важно формировать у учащихся крепкую лингвистическую базу, правильный понятийный аппарат. Опора на русский язык при изучении иностранного необходима для создания благоприятных условий усвоения новых языковых явлений, что помогает осуществить перенос знаний или избежать интерферирующего взаимовлияния языков. Это помогает учителю в определении путей, способов и приемов введения нового языкового материала, в управлении связной речью, в корректировке и совершенствовании ритмико-интонационных и слухо-произносительных навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буркова, С. С. Принцип опоры на родной язык в процессе обучения иностранному языку / С. С. Буркова, А. И. Дергабузов, А. К. Филатов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. –№ 5 (347). – С. 149-152.
2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – Ростов н/Д., Учитель, 2003. – 128 с.
3. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов н/Д, 1999. – С. 36.